Узкоспециализированное обучение. Развитие универсальных и творческих способностей… Мир, в котором хотелось бы жить.

Главная

1. Ни в одной из исследованных стран не водятся драконы.
2. Не исследованные страны пленяют воображение.
..........………………………………………………………
Вывод: Страна, в которой водятся драконы,
не может не пленять воображение.

(Льюис Керрол. "Символическая логика")

ТАНЦЫ

МАТЕМАТИКА

ФИЗИКА

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

ВЫВОДЫ

Что побуждает нас развивать способности наших детей, да и свои собственные тоже? Как это лучше делать? Особенно, в самом начале пути, когда ещё не ясно, станет ли это будущей профессией, серьезным увлечением или почти забудется. Мы искали, пробовали, учились, думали, анализировали некоторые системы обучения ряду конкретных "предметов" и пробовали создавать что-то своё… В результате накопилось некое видение, понимание, коими и хочется поделиться:

ТАНЦЫ

Обучение танцу редко навязывают в качестве обязательного, "школьного предмета", но привлекают танцы многих. Видимо поэтому существует множество студий, клубов, школ, где желающих учат танцевать.

Обучение может протекать в рамках различных танцевальных систем и стилей или же их смешения. На основе и вокруг танцев нередко строятся актерские, психологические и т.п. тренинги, рождаются и развиваются новые формы и направления.

В слово "танцы" разные люди часто вкладывают существенно разный смысл. Мы тоже понимаем танцы как-то по-своему, исходя из собственного, отнюдь не профессионального опыта. Танцы нам просто нравятся, мы их считаем важным элементом культуры, жизни, может быть одним из мостиков между сознанием и внутренним миром, а может быть и ещё чем-то, что пока для нас совершенно неведомо…

*******

Итак, у вас возникло желание научиться танцевать самому или дать такую возможность своему ребенку. Нередко оказывается, что это требует существенных затрат и усилий. Не так легко найти информацию о танцах, серьезные книги и учебники, методические материалы. Ещё труднее найти хорошего педагога, "сильную" группу, школу, клуб.

Пожалуй, наиболее распространенными и популярными являются школы и клубы спортивного бального танца. Способ обучения там, как правило, самый простой - "делай за мной, делай как я". То есть, учитель показывает "правильные движения" конкретных танцев, ученики пытаются их повторить и запомнить. Обычно начинают с разучивания упрощенной схемы медленного вальса или другого простого танца. Постепенно наращивают сложность и разнообразие движений, количество разучиваемых танцев. Многократно отрабатывают отдельные элементы, стараясь привязать их к ритму музыки, согласовать с движениями партнера.

В этой области методы обучения пока не оформились в самостоятельную, методически продуманную и рационально организованную систему. У многих педагогов обучение неоправданно трудоемко и затянуто во времени, неэффективно.

Значительно более эффективной системой подготовки танцора считается классическая балетная школа. Здесь уже есть СИСТЕМА, веками отработанная, "физиологичная", весьма "толково" и осмысленно организованная. Есть "ШКОЛА" и ставшие классическими учебники, книги (А.Я.Ваганова "Основы классического танца", "Н.П.Базарова "Классический танец", А.Мессерер "Уроки классического танца"...). И хотя она также требует значительных затрат времени и сил, но позволяет гарантировано формировать танцевальные способности. Закладывает ту необходимую физическую базу, которая даёт основу для дальнейшего развития, для освоения любого танца и всё новых и новых танцевальных движений.

Прежде всего, дается постановка корпуса, укрепление и растяжка мышц, развитие гибкости, эластичности связок, выворотности ног. Тренируется выносливость и координация, умение держать равновесие, правильно исполнять прыжки. Занятия идут под простой и четкий аккомпанемент (обычно фортепьяно) перед зеркалом у станка, затем на середине зала. Кроме того, обучают актерскому мастерству и сценическому движению, развивают музыкальность и чувство ритма, слух, понимание и чувствование музыки. На специальных уроках учат правильно дышать во время интенсивной физической работы, в танце, в периоды сильного напряжения (Е.А.Лукьяненко "Дыхание в хореографи"). И т.д. и т.п.

Интересно, что в балетной педагогике широко употребляется такой термин, как "воспитание" - "воспитание ног", "воспитание рук", "воспитание тела"… Т.е. тело и все его составляющие воспринимаются как нечто, в значительной степени самостоятельно-субъектное, живущее своей жизнью и гармонично отвечающее на музыку, эмоции и волю, на то, что происходит в душе танцора.

Эта ситуация кардинально отличается от того, что часто имеет место в спортивном танце, когда стараются бессистемно, поскорее обучить стандартному набору конкретных танцев без начальной базовой подготовки.

В качестве, на наш взгляд, удачного примера "правильного" и методически продуманного обучения танцу ниже изложено краткое описание конкретной методики: /В нижеследующем тексте частично сохранен стиль и язык хореографа - автора методики/.

Обучать танцу нужно в двух основных направлениях:

Профессиональные навыки, связанные с техникой. (Ремесло). Это обычный классический балетный урок у станка и "на середине".

Второе направление даже более важно, хотя часто ему придают существенно меньшее внимание. В танце оно имеет первостепенное значение. Это умение непосредственно выражать идеи и чувства через движения и пластику. Техника не должна быть искусственными рамками, обуславливающими танец. Она есть и остается лишь инструментом. Здесь главное - это умение абстрагироваться от требований классического канона и, используя профессиональные навыки, освободить чувство и тело от довлеющих над ними стереотипов мышления. Именно это является отличием творчески артистичного танцора от заурядного исполнителя, пусть и хорошо обученного.

Как один из методов развития таких способностей ученику предлагается исполнить некоторые элементы импровизации под разную музыку. Музыкой, ее образом, задается характер импровизации. Ученик должен максимально глубоко прочувствовать звучащую музыку и выразить ее в танце. Он может использовать движения, развивающиеся по классическим линиям, т.е. отвечать требованиям школы: дотянутые стопы, выворотные ноги (где это необходимо); использовать, но не быть в ее жестком каркасе. Техника должна стать родным языком танцора. Танцуя, он не должен думать "о буквах", из которых составляются его танцевальные фразы.

Импровизацию можно и нужно давать сразу, когда техники еще нет никакой. Если обучение ведется с детского возраста, то ребенок танцует автоматически в силу своей собственной природы. Его тело требует танца, и оно само знает, как лучше танцевать. Часто маленькие дети импровизируют несоизмеримо лучше, чем взрослые. Он (малыш) двигается так, как чувствует его тело, а оно чувствует правильно. Взрослых же надо раскрепостить, немного "убрать интеллект", они закомплексованы и зажаты.

Столь же важно сразу показать и предложить освоить красивый, притягательный танец, который задаст направление для "технического" и "духовного" танцевального развития, основу для мотивации. Как правило, это не какой-то "стандартный танец", но специально созданный именно для этой цели, для конкретной группы обучающихся, даже для конкретного ученика. Танец должен быть таким, чтобы ученик сам по себе или в группе, но сразу начал его ТАНЦЕВАТЬ. А далее уже совершенствовать этот ТАНЕЦ, делать его более красивым, обогащать за счет развивающейся техники… Моя, может быть, главная задача - найти, создать ТАКОЙ ТАНЕЦ и донести его до ученика. Потом - следующий, но более сложный, еще более красивый… И так - на протяжении всего времени обучения.

Классическая балетная школа требует каждодневного тренажа, но даже если заниматься всего четыре раза в неделю по 1.5-2.0 часа, но заниматься ТАК, то уже через пол года ученик начет танцевать. Через год он будет Танцевать. Через два - будет ТАНЦЕВАТЬ! Именно - ТАНЦЕВАТЬ!

Типичный урок состоит из трех частей:

  • Разминочный комплекс (разогрев, растяжка, силовые упражнения…) Часто на полу, "в партере". Потом станок, середина, прыжки… Это примерно половина урока.
  • Почти все остальное время - какой-то танец, отработка его элементов.
  • В самом конце - свободная импровизация.

***********

Используя аналогии с обычным языком, можно метафорически проиллюстрировать несколько характерных подходов, представив обучение танцу, как:

  • Заучивание "на слух" ряда красивых, канонических текстов.

  • Изучение "грамоты", стандартного (канонического), но универсального и расширяемого "языка", и развитию способности грамотно читать практически любые тексты.

  • Создание собственных сочинений (вернее - "изложений") по заранее написанному, увлекательному литературному произведению.

************

Помимо развития техники, нам представляется очень полезным развивать способность "внутренне видеть", представлять, "грезить танцами". И далее сформировать связку между внутренним видением и реальными движениями тела: представил, "внутренне увидел" - реально выполнил.

Для этого можно использовать уже наработанные методики развития образного, эйдетического мышления в сочетании с известной в спорте методикой идеомоторной тренировки.

"Идеомоторная тренировка представляет собой мысленное воспроизведение ранее изученных приемов и действий. Применение в ходе обучения идеомоторной тренировки позволяет спортсменам выработать способность четкого представления в своем сознании отдельных элементов спортивной техники, тонко анализировать возникающие при этом мышечно-двигательные, зрительные и другие ощущения, выработать внимание и быстроту реакции. Идеомоторная настройка способствует приведению в готовность всего психофизического аппарата спортсмена (специальных ощущений, восприятии и необходимого мышечного тонуса) и создает оптимальное состояние нервных структур, ответственных за реализацию целенаправленных двигательных навыков".

"Ежедневно, ложась спать, спортсмен прокручивает перед мысленным взором правильное исполнение упражнения…".
(Страница, откуда взят этот отрывок находится ЗДЕСЬ)

Я лично разговаривал с девушкой, которая занимается постановкой танцев, о том, как она это делает и как этому училась. Она прошла интенсивный тренинг воображения и образного мышления в Московском центре "Эйдос". Дома, перед сном она включала музыку, ложилась в постель и минут сорок грезила. Наконец дошла до того, что образы по яркости и реалистичности стали практически неотличимы от того, что мы видим глазами. Теперь, когда ей надо отработать танец, она "включает внутри себя музыку" и "видит" сцену и танцующих, "видит" желанный танец и управляет его созданием. Потом исполняет и показывает этот танец своей группе, передает ей свое "видение".

А вот, о том же самом, слова вышеупомянутого хореографа:

"Сначала музыка врывается в мои разум и чувства, побуждая тело танцевать ее. Часто я погружаюсь в своеобразную медитацию под музыку, которая теперь продолжает звучать в моем внутреннем пространстве. Я начинаю "видеть" всю композицию, рисунок танца, просматриваю линии, переходы, вижу танцующих людей. Но вижу не детальные движения, а скорее общий узор. Далее, я должен включить "настоящую" музыку и начать танцевать, чтобы через тело прочувствовать сложные связующие элементы, переходы, отдельные движения. Тело мне подсказывает и дополняет то, что я вижу".

Танцевать можно не только наяву, но в грезах и снах (в том числе, - в осознанных снах), и это открывает уникальные возможности. Похожее с успехом уже используется в спорте (статья-отчет ЗДЕСЬ). Такой путь представляется весьма перспективным и для обучения и для создания новых танцев и для многого другого...
Танцы, сны, грезы - всё это некий язык души, нечто психически изначальное, словно мост или тропинка между внутренним миром и сознанием. Я убедился, что стоит лишь захотеть и применить минимальные "техники" (например, создать намерение танцевать во сне), как танцы начинают появляться во снах все чаще, тем более в осознанных снах. Это очень похоже на то, как развивают способность "летать", путешествовать, переживать желанные приключения в сновидениях. Но, в отличие от "полетов", опыт танца во сне вполне и даже очень переносим в реальность, в реальный танец. Это может быть одна из наиболее уникальных возможностей воплотить свои грезы и сны во что-то осязаемое и совершенно реальное.

(Немного лирики :-)

И всё же, что это такое - танец и чем он привлекает?

Когда мы расспрашивали своих знакомых о танцах, о сути танцев, то в разных словах и формулировках практически всегда говорилось о том, что танец - это особый язык для выражения эмоциональных переживаний и чувств, чего-то звучащего в душе. В книгах, статьях пишут о том, что "танец - это язык тела", "танец - это язык выразительных движений, который передаёт то, что чувствует человек", "танец - это история, рассказываемая телом, движением, ритмом"…

Язык танца позволяет самому танцору полнее и лучше почувствовать то, что происходит в его душе и "рассказать" о своих переживаниях и чувствах окружающим. Возможно, танец имеет ту же основу, что и обычный эмоциональный язык мимики и жеста, что и обычная эмоциональная выразительность. Однако это более сложный и выразительный язык, в котором целенаправленно и богато задействовано всё тело.

Танец - это создание образа и перевоплощение, другие миры, разные жизни. Это слияние с музыкой, яркие сильные чувства, красивые отношения.

Танцы это просто приятно. Это способ отвлечься от повседневных забот и отдохнуть, снять напряжение, поправить настроение и душевное состояние, физически размяться. Танцы - это возможность невербального общения, способ настроится друг на друга, что-то друг другу передать. Это чувственность, эротичность, единый ритм и желание доставить друг другу удовольствие… Это путь для лучшего понимания и прямого чувствования друг друга (чувствования в самых разных смыслах).

Танцами можно заниматься как физкультурой и спортом. Это красивый и эмоционально богатый способ гармонично развить и укрепить тело, его координацию, ловкость, скорректировать фигуру, избавиться от многих заболеваний и улучшить здоровье. Это способ самосовершенствования. Возможность найти и "показать", испытать себя…

Особые спонтанные или медитативные танцы - это возможность войти в необычные и привлекательные состояния, достичь внутренней гармонии, чистоты, просветления…

Иногда танец сродни грезам или мечтам, полету во снах.
Меня уже давно привлекают танцы во снах (особенно - в осознанных снах), но лишь недавно я догадался, "вычислил", что это таит в себе интереснейшие возможности. Это и более чем идеомоторный тренинг и очень увлекательное "развлечение". Как и многое во снах, там танцы невероятно реалистичны, "как настоящие", но при этом свободнее, "безопаснее", чем на тех же танцевальных вечерах, на сцене или на занятиях. Особенно "интересно" то, что "партнерами" выступают персонажи твоего внутреннего мира, твоей души. И вы вместе сонастраиваете свои ритмы, строите близкие, "телесно-духовные" отношения. Есть серьёзные основания думать, что подобные "танцы" могут прекрасно гармонизировать душу, согласовывать её части между собой, а может быть, делать и нечто ещё, очень важное.

Все вышеперечисленное - лишь "вершина айсберга". Есть профессионалы и "профессиональные" любители, для которых танцы - это почти вся их жизнь или её большая часть. Кроме того, танцы это вообще нечто глобальное и изначальное. Ведь "танцуют" не только люди, но и многие животные, птицы, даже насекомые. Для многих древних культур танцы являлись одним из важнейших элементов, да и в современном мире есть места и страны, где танцы продолжают оставаться неотъемлемой частью национальной культуры (например, африканской или латиноамериканской).

************

Хотелось бы сказать еще об одном, на наш взгляд очень важном, аспекте. На что ориентироваться - на универсальность и творчество или узкую специализацию? Каждое из них имеет свою цену. В танцах это не только затраченные усилия, совершенство методик или уникальный талант ученика и педагога. Человек с универсальной, пусть даже профессиональной танцевальной подготовкой вряд ли сумеет исполнять сложные спортивные танцы столь же четко и правильно, как те, что специализировались на этом годами. А те, кто великолепно импровизируют "от музыки в душе" не обязательно сумеют точно воплотить в танце замысел постановщика сценических танцев.

Каждый выбирает то, что наиболее ему подходит, что отвечает его целям и желаниям. Но когда речь идет о ребенке, когда не известно захочет ли он стать профессиональным танцором, какой стиль и понимание танца предпочтет в будующем, то все же направленность на УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ, универсальное танцевальное развитие представляется наиболее верной. Для этого в окружении ребёнка, в его жизни можно создать среду и условия, в которых бы естественно развивались разные способности: танцевальные, общие физические (координация, осанка, моторика, пластика, гибкость), музыкальные, художественные, …
Важно, чтобы все это стало частью "обычной", повседневной жизни ребенка, частью "естественной", развивающей среды, окружающего мира.

Это могут быть, например, такие "элементы" или часть из них, в зависимости от возможностей и пристрастий родителей:

  • Искренний интерес родителей и "значимых других" к танцу, в частности к танцу своего ребёнка. Танцы самих родителей в поле восприятия ребёнка и танцы вместе с ребёнком.
  • Разнообразная музыка, которая побуждает танцевать. Причем, важно сделать так, чтобы ребёнок мог выбирать и включать её по своему желанию.
  • Фильмы, кассеты с красивыми и привлекательными для ребенка танцами, "танцевальными" движениями и упражнениями, миниатюрами. Фотоальбомы, картины, книги (о танцах и танцорах, о хореографии, театре…).
  • Посещение театров, концертов, мест, где красиво и естественно танцуют, в частности, - танцуют дети.
  • Удобное место для танцев со станком по росту ребёнка и большим зеркалом. Место для общего танцевального и физического развития.
  • Поиск хороших педагогов и групп для занятий.
  • Разговоры о танцах, обсуждения и размышления. Развитие навыков осознания и чувствования танца, движений, их особенностей, смысла, идей...
  • Наконец, можно добавить ещё и такую экзотику, как обучение и поощрение к танцам во снах и в воображении.

МАТЕМАТИКА

Как и в случае с танцами под словом математика также могут пониматься достаточно разные "вещи":

  1. Математика как определенная сумма "математических" знаний и навыков. В школе это арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия... Это определения, правила, теоремы, доказательства, типовые задачи и методы их решений, математические вопросы и ответы на них… В общем, это некое готовое знание, которое надо выучить, запомнить и научиться применять для решения типовых задач, для ответов на определенные вопросы (например, на уроках или экзаменах).
  2. Математика как способность "математически думать", самостоятельно находить решения разных, в том числе "не типовых" задач, выводить и доказывать теоремы и формулы, строить определения, выражать мысли и идеи на "математическом языке"…

Естественно, этим видам математики обучаются заметно по разному:

1.

В школах (практически во всех) сначала развивают умение считать и работать с числами, учат "таблицу умножения", теоремы, доказательства, разбирают и анализируют типовые примеры и задачи… Существует колоссальное множество методических наработок и приемов для подобного обучения математике.

Скажу честно, я практически не понимаю такого подхода к обучению математике. Возможно, в этом есть какой-то важный, социально значимый смысл. В качестве гипотезы, могу предположить, что это способствует развитию способностей "действовать и работать по правилам", "запоминать и четко выполнять инструкции, схемы действий", "воспринимать формулировки"… Но, может быть, этот подход преследует и какие-то неведомые мне цели.

Особенно удивляет то, что многие школьники и даже учителя-математики не понимают, что значит решить задачу, когда нет готовой схемы и алгоритма решения, если нет заранее заученных инструкций. Часто не догадываются, что таковое вообще возможно. В представлении многих, выражение "решить задачу" означает - запомнить и выполнить то, что требует учитель или кто-то вышестоящий. Типичной является ситуация, когда ребенок на предложение подумать отвечает: "Я этого не знаю. Мы это не проходили". То есть, слово "подумать" для него - синоним "вспомнить".

Вспоминается реальный случай: Один из крупных районов Кубани. Районная олимпиада по математике, на которую со всего района съехались лучшие учителя математики и сотни детей. В установленный час распечатывается конверт с задачками, которые начинают решать отдельно дети и отдельно сами учителя. А потом эти учителя проверяют работы детей. После олимпиады выясняется, что многие учителя не только не смогли сами решить задачки уровня районной олимпиады, но даже оказались не в состоянии определить, кто из детей правильно решил одну из задач, В итоге присуждают первое место тому, у кого, как позже выяснилось, задача была решена не верно. В результате на следующий тур вместо одного (согласно правилам) победителя районного тура едут двое: занявший первое место и правильно решивший все задачи.

*******************

2.

Наверно у любого человека (во всяком случае, - у большинства детей) с помощью специально подобранных задач и методов можно развивать логическое мышление как таковое и необходимые для этого психические системы.

Пример такой задачи приведен в качестве эпиграфа в начале текста. Вовсе не с привычной скучно-численной математики, а именно с этой задачи о странах, которые не могут не пленять воображение, и ей подобных мы и начали обучение математике в нашей "домашней школе".

Можно постараться понять, что такое математика, теорема, доказательство, математическая задача… Можно научиться выражать свои мысли на общепринятом "научном" языке. Можно найти ответы на вопросы типа "Что значит понять условие, решить задачу или сформулировать и доказать теорему?" или "Вообще, что это значит - понять что-либо?", "Какие умственные и реальные действия могут обозначаться подобными фразами?". Можно сделать так, чтобы "математичность", "логичность" стала "естественным стилем мышления". И можно развить способность решать самые разные, даже непредсказуемо новые задачи. После чего отпадает необходимость "учить" теоремы и доказательства, выучивать определения и "натаскиваться" на решение типовых примеров и задач… Зачем вообще знать огромное множество "математических истин", если их можно ВЫЧИСЛИТЬ из значительно меньшего объема знаний? Становится гораздо проще и ИНТЕРЕСНЕЕ самому доказывать, выводить, определять, решать все, что потребуется и не важно, для какой конкретной цели или по какому конкретному "предмету".

Математика вообще является очень интересным примером, поскольку развитие математических способностей не требует, как в балете, медленного и трудоемкого специального развития тела, костно-мышечной системы и т.п. Математические способности являются чисто ментальными и потому могут быть развиты достаточно быстро. При правильном подходе, - всего за несколько месяцев. Во всяком случае, - у обычного 12-14-ти летнего ребенка.

Математика невероятно многогранна и разнообразна. В математических сборниках и журналах можно найти много притягательных для детей задач, - наглядных, занимательных, остроумных и веселых, даже милых. Эти задачи могут стать великолепным средством для формирования по-настоящему математических способностей. Не является секретом и один из наиболее эффективных и естественных методов овладения математикой: САМОСТОЯТЕЛЬНО решить интересую задачу, потом - следующую и т.д. И попутно, по мере необходимости, знакомиться с какими-то теориями, определениями, овладевать математическим языком. Странно, что об этом методе я не встречал упоминаний в педагогических разработках, но лишь в биографических воспоминаниях известных математиков. Я специально расспрашивал ребят на олимпиадах, как они "дошли до жизни такой". Характерный ответ: сидел дома, было скучно, попалась задачка с интересным условием, захотелось ее решить, день-два-несколько не получалось, потом решилась, понравилось и захотелось еще… В итоге - международная математическая олимпиада. А о школе - ни слова. (Задачка была типа как из журнала "Квант" для младших школьников или из сборников "Занимательные задачи"). Именно так, на случайно попавшейся "занимательной" задаче я и сам в свое время что-то важное "просек" в математике. И тоже не могу вспомнить, чтобы школа добавила к этому что-то существенное. Скорее лишь некоторую "головную боль" от непонимания, чего же от меня хотят "математички". Впоследствии я обнаружил, что некоторые математические задачки являются для многих детей чем-то очень "лакомым". Стоило им только предложить, рассказать такую задачку и дети "заводились" в желании ее решить. И кто раньше, кто позднее, но многие решали и просили еще и еще. Начинали где-то сами выискивать и приносить подобные задачки. Возникает ощущение, что многие дети испытывают настоящий "интеллектуальный голод", но не знают, не находят, чем его утолить.

Еще замечу, что очень важно, специально подбирать задачи для конкретного человека так, чтобы они были увлекательны для него и доступны, а главное, решались бы не столько за счет применения готовых знаний, сколько за счет "чистой ментальности" (логики, воображения), "в уме". И еще важно, чтобы задача была достаточно сложна, на пределе имеющихся способностей. Удобный критерий - она должна решаться не за час несколько, а дня за два-три упорных раздумий. Условие "решаемость в уме" существенно еще и потому, чтобы об этой задаче можно было думать не только в специальных условиях (например, сидя за столом), а постоянно, когда "само думается", даже засыпая и просыпаясь среди ночи. Решив задачу, полезно с ней еще "поиграть", поискать и придумать математически эквивалентные задачи: как более разнообразно-конкретные и частные, так и более обобщенно-абстрактные, исследовать эту задачу и "пространство" вокруг нее.

********************

Такое обучение опирается на естественную способность-потребность ребенка, человека самостоятельно думать и решать интересные или важные для него задачи. При этом, абстрактно логическое мышление образует ядро математических способностей, некую универсальную "математическую технику".

Любопытно, что, как и в обучении творчеству танца, здесь тоже принципиально важно находить "особые", красивые и увлекательные задачи для формирования и развития определенных интересов и способностей у конкретного, "особенного" ученика. И только вместе с этими задачами и оглядываясь на них развивать некие универсальные данные, "язык и технику". Все очень похоже…

* * * * * * * * *

Наиболее интенсивно развитие способностей идет, если задачи выбираются сложные, "на пределе" возможностей и даже - за его пределами. Иногда возникают, казалось бы, абсолютные тупики. Например, когда полностью перестают решаться задачи выше определенного уровня, и ни какие "обычные" приемы и методы уже не помогают. Возникает вроде бы "генетический", "природно-непреодолимый барьер".

Для его преодоления оказывается очень эффективным использовать "обычный" сон и способ - "уснуть с проблемой и с намерением ее решить". Естественно, для эффективного применения подобного способа, "неразрешимая" задача должна быть заранее проработана: хорошо понято и "прочувствовано" её условие, сделано множество попыток решения, изучена и "закачана" в мозг вся необходимая информация. И ещё, может быть важно, чтобы рядом был кто-то, кто способен или знает, как её решить и это его "знание" и умение чувствовалось обучаемым. При наличии таких условий, после одной, максимум трех ночей "сна с проблемой" возникает новое понимание не только исходной "тупиковой проблемы", но и становится ясной значительная область за ее пределами. Во всяком случае, именно так было, когда я практиковал подобное для развития способностей своих детей. В такие ночи снились какие-то странные сны, или возникали состояния полусна - полудумания - полу-непонятно-чего. Иногда утром чувствовалась заметная усталость и "невыспатость", но все это вскоре проходило вместе с тем, "непреодолимым тупиком".

ФИЗИКА

Для меня физика это, прежде всего основа для создания машин и разнообразной "техники". Еще, это "фундамент" естественнонаучного мировоззрения, которое основано на реальных исследованиях окружающего "физического" мира. Физика - это всегда сначала опыт и измерения. И лишь затем - язык для описания и систематизации этого опыта: определения и формулы, законы физического мира.

Физика рождается, отталкивается в своем развитии от реальных опытов, экспериментов, исследований, измерений. Но при этом они служат лишь базой, основой для последующей идеализации реальных физических объектов и явлений. Физика это наука, представление о неком ИДЕАЛИЗИРОВАННОМ мире, об идеальных физических объектах и явлениях, их свойствах и величинах. Это модель реальности, которая очищена от всего лишнего и несущественного. Модель, состоящая из тел с массой, импульсом и энергией, проводников с током, полей и волн. Все это измеряется, рассчитывается, представляется. А потом деидеализируется и воплощается в реальную технику.

* * * * *

Такую физику можно осваивать в обычных домашних условиях:

  • В качестве игрушек давать ребенку всякие "железки", "деревяшки", "стекляшки" (линзы, призмы, зеркала), магниты, моторчики, провода, батарейки и лампочки..., дать возможность играть с водой и паром, с остатками и узлами от бытовой техники, с различными физическими устройствами и приборами, все это исследовать, что-то измерять. Очень хороши разнообразные "металлические" и "электрические" конструкторы. Во всяком случае, обычному четырехлетнему ребенку они уже достаточно интересны и вполне доступны для игр и "освоения". Желательно выбирать конструкторы, элементы которых чем-то напоминают детали "настоящих механизмов" и мало похожи на детские игрушки. Все это можно ребенку сначала просто ДАТЬ, как необычные игрушки.

  • Полезно посещать технические музеи и выставки. В Москве одна из наиболее интересных выставок "занимательной физики" расположена в центральном павильоне ВДНХ. В магазинах и киосках иногда можно видеть множество забавных, красивых и необычных физических "игрушек", к которым, как к музейно-выставочным экспонатам тоже можно привлекать внимание ребенка. Такое очень желательно для развития любопытства к "увлекательной физике".

  • В более старшем возрасте могут пригодиться книги по занимательной физике и технике, биографии физиков и изобретателей, талантливых инженеров. А еще - что-то из фантастики. Из подобного мне запомнились "Таинственный остров" Жюль Верна, "Занимательная физика" Перельмана, биографии Роберта Вуда, Никола Тесла, Эдисона, конструктора авиамоторов Микулина, рассказы из жизни Ричарда Фейнмана. Список подобных книг достаточно велик и есть, что выбрать.

  • Когда ребенок сам начнет или захочет что-то "изобретать"…
    Это почти наверняка произойдет, особенно если дать для этого возможности, предложить что-то занятное сделать, исследовать, измерить, придумать. Тут можно добавлять и подкладывать все новые "полезные" железки, приборы..., и обязательно - идеи, удобные слова и выражения, формулы и "физические законы", логику "физического мира". Так очень легко развить его интерес к техническому творчеству, желание самому смастерить что-то интересное, "настоящее". Теперь "железки" и конструкторы могут превратиться из просто игрушек в исходную базу для создания собственной "техники", для понимания, как таковая создается, а еще - для развития способности "думать руками" и освоения языка физики.

Физическое воображение, фантазирование:

Совершенно необходимо развивать "физического воображение", способность представлять в уме физические объекты и явления, и тоже в уме создавать, "изобретать", строить желанные конструкции.

В частности можно:

  • Не мешать ребенку фантазировать, грезить, "изобретать" и "конструировать".
  • Фантазировать, "изобретать", "конструировать" на его глазах и вместе с ним.
  • Использовать специальные упражнения для развития воображения, фантазии… Можно найти множество литературы с весьма эффективными методиками и упражнениями, в т.ч. на "конструирование" и "изобретение" чего-то в уме.

Задачи и исследования, расчет физических устройств:

Существует множество пособий с занимательными, оригинальными и интересными физическими задачками, в том числе, допускающими экспериментальное исследование в "домашних" условиях. Особенно при наличии технических конструкторов, наборов для технического творчества, чего-то из бытовой техники для разборки на узлы и детали. В отличие от экспериментальной "домашней" химии, в которой дети слишком любят взрывы, пламя, опасные и неприятно пахнущие опыты, здесь всё намного безопаснее и удобнее.

Как и в математике, "занимательные" задачки могут стать отличным "инструментом" для развития способностей, особенно, если подбирать такие, которые можно решать как чисто теоретически - в голове, так и "думая руками", исследуя в реальном эксперименте-опыте.

Мысленный эксперимент, идеальные физические объекты:

Идеальные физические объекты и мысленный эксперимент с ними, возможно, являются чем-то ключевым в современной физике. Но здесь слишком легко потерять всякую связь с реальностью и заблудиться в дебрях собственного разума. Если не использовать в качестве "волшебного проводника" задачи и примеры с числовыми данными. Очень важно получить конкретный ответ с определенными размерностями и оценить, возможно ли такое в реальности. Даже если задача абстрактно символична, бывает очень полезно воспользоваться этим "волшебным проводником" и просчитать какие-то частные варианты, примеры с конкретными числовыми величинами и размерностями. В отличие от абстрактно символических, задачи с конкретными числовыми данными намного легче "моделировать" и представлять в уме, решать их не только "символически", но и в воображении. Постепенно вырабатывается способность: даже для абстрактных задач находить адекватные ментальные образы. Подчеркнем, что способность проверить, оценить правдоподобность полученных результатов также важна и для профессионального физика. Бывает, что даже люди с "физическим образованием" плохо представляют, как это можно сделать.

Математика для физики, разработка и создание воображаемых и реальных физических устройств:

Конечно, для сколь ни будь серьезного владения физикой нужен определенный уровень математических способностей. Само по себе это не создает заметных сложностей, поскольку для решения многих физических задач (особенно - доВузовского уровня) хватает простой математики.

Но часто у человека нет связки между математической и физической моделями мира. Он не может правильно выразить свое "чувствование" физики на языке математики. Это при том, что он умеет работать с математическими моделями и формулами, много работал руками и хорошо "чувствует реальную физику".

Для интеграции математической и физической ментальных моделей важно практиковаться переводить "физическое чувствование" в формулы, а формулы в "физическое чувствование". Для этого можно использовать параллельное решение задач "на бумаге" и на физической модели, решать задачи как теоретически, так и экспериментально.

Хорошо использовать индивидуальные интересы ребенка, его стремление самому что-то сделать, "изобрести". Например, воздушный шар, вертолет, духовое (пневматическое) ружье, лук-арбалет или "электромагнитную пушку" (реальные примеры из жизни). Вот тут ему можно дать нужные книги, показать примерные формулы, рассказать или дать прочитать определенные теории, а еще предоставить необходимые материалы и оборудование для исследований и создания желаемого. Быть заинтересованным, отвечать на многочисленные вопросы, помогать находить и доставать приборы и инструменты. Принципиально важно ни в коем случае не думать за ребенка и не решать "его проблемы", но поощрять его к всё большей самостоятельности и изобретательности.

Соревнования, олимпиады, места, где собираются юные физики…

Подготовка к олимпиадам и участие в них очень разжигает интерес к освоению физики, к решению особенно трудных задач. Кроме того, олимпиадные задачи сами по себе великолепны для развития способностей.

На олимпиадах "юные физики" имеют уникальную возможность интенсивно общаться друг с другом и с "настоящими физиками". Особая атмосфера мест, где собираются близкие по духу и интересам люди, очень способствует взаимному обмену опытом, знаниями, способностями и еще чем-то невыразимо ценным. Способствует разжиганию интересов и увлеченности, приобщения к миру "настоящей науки".

-----------------

Такое обучение опирается на естественную способность-потребность ребенка, человека самостоятельно исследовать и осваивать окружающий мир, создавать и делать что-то свое и настоящее. Здесь все идет от опыта взаимодействия между ребенком и реальными физическими объектами.

Как словами объяснить, что такое магнитное поле? Но если достаточно долго и правильно поиграть с магнитами, электромагнитами, проводниками с током и железными опилками… Такой опыт уже можно перевести в определенные слова и термины.

Как и в обучении математике или творчеству танца , здесь тоже следует находить "особые", красивые и интересные задачи для формирования и развития необходимых способностей у конкретного "особенного" ученика. Важно освоить особый "язык и технику физики", физического эксперимента (реального и воображаемого). Все очень похоже.

При таком подходе обучение и самообучение происходят неприметно, "между делом", в процессе "обычных" детских игр и занятий, как естественный, но правильно организованный процесс. Особенно, если у ребенка есть возможность хотя бы изредка общаться с заинтересованным человеком, который "чувствует" и понимает физику (математику, танец,...).

ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ

Какие способности и как следует развивать для ускорения и облегчения освоения иностранных языков?

Известен и почти тривиален факт, что те, кто прошел школу вокала или хоровую студию, значительно легче осваивают иностранную речь. У них развиты "слух" и артикулярный аппарат. Как раз то, что важно для слышания и точного воспроизведения самых разнообразных звуков, в том числе иностранной речи. Вот и получается, что для развития способностей к иностранным языкам полезно позаниматься в вокально-музыкальной школе или в попеть в хоре. А еще полезно развивать способность строить высказывания и излагать свои мысли по принципиально разным синтаксическим и лингвинистическим правилам. Для этого так же можно найти удачно составленные задачки и упражнения.

Конкретным примером может служить тренинг-система Милашевича для обучения "техническому" переводу с английского языка. В ней содержится множество упражнений на построение фраз с использованием русских или "синтетических" слов, но в "английской грамматике" с незначительным числом заранее выученных английских служебных слов и связок. В результате всего четырех дней подобного тренинга исходно "нулевой" в английском языке человек становится способен ЧИТАТЬ (разумеется, сначала со словарем) оригинальную (не адаптированную!) литературу по своей специальности и уже самостоятельно совершенствовать и наращивать свой английский. Естественно, подобное далеко от хорошего освоения "живой" иностранной речи, но все же сравните это с эффективностью "школьного" обучения!

Конечно, всё это полумеры. Язык это нечто такое, чем "нормально" овладевают лишь в процессе реального общения, в натуральной языковой среде. Идеально было бы попасть и погрузиться в такую среду, начать общаться с носителями изучаемого языка. Но что делать, если таковой возможности нет?

Практически всегда можно создать хотя бы частичный аналог необходимой языковой среды: слушать радио или специальные аудиозаписи, смотреть телевизор, фильмы на изучаемом языке, читать в оригинале, найти или создать группу общения и, по-возможности, общаться с "природными носителям языка".

Что делает человек в условиях социальной и, особенно, сенсорной изоляции? Он начинает общаться сам с собой и с "невидимым" собеседником (с неким внутренним другим). Зачастую переходит от общения "молча, про себя", к бормотанию и разговорами с самим собой по-настоящему, вслух. Это же может являться и способом самостоятельного освоения иностранного языка. Подобные наблюдения подсказывают еще одну способность, которую, наверно, тоже полезно развивать. Это умение, навык "общаться" и учиться в разговорах с самим собой, в воображении, в фантазиях и грезах, во снах.

Гипнопедия (от греч. hypnos - сон и paideia - обучение) - метод обучения во время специально вызванного сна, известный с давних времен (Китай, Индия). Особенно эффективен для закрепления однородной информации (иностранных слов, формул, азбуки Морзе). Отмечается выраженное утомление испытуемых после сеанса гипнопедии. Исследование, проведенные с применением электроэнцефалографии, показали близость гипнопедического сна к гипнотическому. Но есть основания признать гипнопедический сон особым психофизиологическим состоянием, отличающимся как от гипнотического, так и от нормального физиологического сна. (Психологический словарь.)

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Танцы, математика, физика… - слишком часто даже отличного владения этими "предметами" оказывается совершенно не достаточно для того, чтобы воплотить свои мечты и идеи в нечто нужное людям и самому автору.

Сегодня интеллектуалы стоят дешево, и чаще всего, если они не стоят с протянутой за деньгами рукой, то зарабатывают из них единицы.

Мы получили общество людей, которые не знают, как найти свое место в жизни, как применить свои, порой уникальные, знания, как организовать и начать свое дело, как правильно построить долгосрочную стратегию личного развития и развития своего корпоративного бизнеса. Интеллектуалы много говорят об экономике, о политике, но должны говорить о собственной позиции, собственных способностях, собственном рынке для своих интеллектуальных продуктов. Эта проблема является решаемой только в том случае, если мы незамедлительно приступим к формированию собственной позиции и собственных способностей.

Главная ошибка постсоветских интеллектуалов в том, что они пытаются продавать свои знания или услуги по обслуживанию чужих целей, в то время как нужно продавать свои стиль, смысл и цель, перекраивая жизнь и привычки заказчика, а не подстраиваясь под него. Разработать стиль, обрести смысл и изобрести цель так, чтобы это было нужно другим, - кто научится это делать раньше всех, тот и сохранит интеллектуальное лидерство.

Одно дело найти себе индивидуальный заказ на оказание каких-либо интеллектуальных услуг, и совсем другое дело развернуть структуру, набрать людей и добиться эффективной работы этой структуры по выполнению целого ряда подобных заказов, сделать этот процесс открытым и доступным для коллег и посторонних наблюдателей с точки зрения целей и продуктов работы.

Одиночные заказы, даже если у исполнителя есть имя и репутация, могут поддерживать только ремесло и приносить персональный доход относительно невысокого уровня.
(Сергей Дацюк. Полные тексты когда то были ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ).

* * *

Как создавать социальные системы, хотя бы собственную семью - этому, как правило, учатся самостоятельно, "в домашней обстановке", а школу используют лишь как "социальный тренажер". Очень важны традиции родителей и своего "социального клана".

Во многих случаях такую "социальную компетентность" осваивают спонтанно и неосознанно. Это, как стремление танцевать без владения "техникой". Далеко не всегда такое освоение оказывается достаточным для создания даже счастливой семьи. В отличие от физики, математики, танцев или иностранного языка в этой области трудно найти готовые методики, учебники, увлекательные задачи и упражнения. Здесь сложно что-то предложить, кроме самой "постановки задачи", общих рассуждений и наблюдений, абстрактных пожеланий.

Некоторые предприимчивые родители успешно используют в качестве "игрушек" для детей (даже дошкольников) реальные деньги и ценные бумаги, обучают их не только самостоятельно, "с умом" тратить, но и зарабатывать деньги, создавать собственные "дела", "фирмы", "фермы", развивать свой бизнес. Позволяют и даже заставляют бывать у себя на работе, присутствовать на совещаниях и деловых разговорах. Более того, нанимают для своих детей неких слуг и дают возможность учиться управлять ими (обычная и даже обязательная практика в элитных кругах).

Дети и сами по себе частенько создают, образуют собственные "социальные системы" для игр и каких-то своих "предприятий". Можно помочь детям придумывать интересные и перспективные "дела", формы организации. Можно предоставлять ресурсы: "начальный капитал", "производственное оборудование", "землю" или место для самостоятельной работы. Знакомить с языком, техникой и технологией социальной инженерии", помогать в этом ориентироваться.

В отличие от математики, физики или танцев такая "СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ" связана не столько с "реальным миром", сколько с социальным, с миром людей. Именно поэтому ей можно "учиться" лишь в самой жизни, общаясь не столько с книгами, но, прежде всего, с реальными людьми, осознанно участвуя в реальных "проектах" и реализуя свои.

ВЫВОДЫ

И так, процесс обучения можно организовывать совершенно по разному:

  • Можно - именно как обучение: усвоение некоторого комплекса готовых знаний, разучивание конкретных физических или умственных действий, как "натаскивание" на определенные задачи и цели, например, для участия в танцевальном конкурсе или для поступление в определенный ВУЗ или для прохождения конкретных тестовых испытаний.
  • А можно формировать и далее развивать именно "данные", способности, "талант", после чего процессы дальнейшего дообучения широкому спектру конкретных "предметов", специализация будут требовать существенно меньших усилий и времени.
  • В частности, взять конкретную задачу (например, математическую) и попробовать ее решить. Если не получается, проанализировать, - почему, каких способностей не достает для этого. И далее найти пути, упражнения, методы для развития недостающих способностей. Как показывает опыт, это вполне выполнимо, а зачастую, и совсем не сложно. Конкретные же курсы, программы использовать как тесты для выявления недостающих способностей. В итоге и нужные способности разовьются (зачастую, - гораздо более универсальные) и "предмет" будет освоен.

    В некоторых случаях сразу видно, что явно не хватает "данных" и просто не имеет смысла сразу пытаться делать нечто недостижимое, например, разучивать сложный танец или браться за изучение определенного математического курса. В такой ситуации естественно начать с развития способностей, а не с травмирующих психику попыток сразу, без подготовки "прыгнуть выше головы".

    Более того, метод обучения через развитие способностей зачастую позволяет вывести "обычного среднего ребенка" на уровень талантливых, "от природы одаренных", причем, сделать это иногда необычайно быстро.

  • Можно слово "обучение" и все, что с ним связано воспринимать как ВЗАИМОобучение, сопроцесс, сотрудничество хотя и разных, но равных людей. Вообще говоря, такая форма очень естественна. Это происходит почти всегда, "само собой", когда у людей есть общее дело, когда они работают над чем-то вместе. Например, когда взрослый не демонстрирует ребёнку, как надо или можно решить задачу, но взрослый вместе с ребёнком "на равных" ищут пути решения трудной задачи, изобретают техническое устройство, создают танец или новые формы человеческих отношений ;)... В этом случае, взрослый наравне с ребенком вовлекается в процесс становления, в процесс изменения, развития себя и своих способностей в соответствии с требованиями стоящей перед ними задачи, проблемы, цели, а ребенок выходит за пределы "детской площадки" и начинает жить в "настоящем мире" - в мире "настоящих" танцев, "настоящей" математики, "настоящей" физики, социальных отношений.
  • Особой и, может быть, одной из наиболее доступных и эффективных форм обучения и развития является САМООБУЧЕНИЕ, САМОРАЗВИТИЕ И САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ. Важно понять, что эти "САМО" вовсе не означают, что человек постигает некий "предмет" сам из себя, что он развивается независимо от чего бы то ни было. Здесь также "присутствуют учителя", но присутствуют в иной форме - в виде книг, приборов, программ, инструментов, чего-то, в чем сосредоточены знания и опыт вполне конкретных людей, аккумулировано культурно-историческое наследие. "Учителем" может быть и сам Мир, сама природа или какая-то их часть. В САМО-формах очень важно создать богатую среду и условия для "правильного", эффективного взаимодействия с этими неявными "учителями". Элементами такой среды могут быть "хорошие" книги (в том числе содержащие увлекательные "хорошие" задачи), инструменты для работы и творчества, необходимые матрериалы и ресурсы (в том числе информационные), деньги для практической реализации и воплощения... При таком подходе, родители или другой человек прежде всего помогают создать и организовать эту развивающую среду, а также пробуждают потребность и желание к саморазвитию и самообучению в этой среде.

Некоторым детям достаточно совсем немного что-то подсказать, посоветовать, рассказать, и далее они уже сами преодолевают недоступные ранее рубежи. Часто у них уже есть почти все необходимые данные и не хватает совсем чуть-чуть.

* * * * * * *

Слово РАЗВИТИЕ адекватно для понимания важной части того, что как бы предшествует обучению, создает для него универсальную, исходную базу. Во многих случаях, чем более и разностороннее развит человек, тем легче и быстрее он обучается чему-то конкретному, новому. Даже без дополнительной подготовки он уже способен делать довольно сложные "вещи". О ТАК развитом человеке говорят: "Он способный, талантливый".

Способности бывают специальными - к танцам, к рисованию, к математике, к бизнесу… А бывают - универсальными, наличие которых позволяет овладеть максимально широким спектром профессий и видов деятельности. Это способности к логическому или ярко образному мышлению, хорошо развитый слух, речевой аппарат, тело… Есть много ценных, полезных для полноценной жизни или социально значимых навыков, таких, как умение быть здоровым (чему тоже можно научить и научиться), коммуникативность, умение общаться и строить отношения с другими людьми, умение "зарабатывать деньги", организовать "свое дело" и т.п.

Казалось бы, развитие универсальных способностей и наиболее полезных навыков должно привлекать многих, но оказывается, это далеко не так. Подобный подход является редким и, похоже, расположенным далеко за пределами систем "школьного" обучения или "репетиторства". Он слишком индивидуален, с трудом или даже в принципе не реализуем в стенах обычной школы, но лишь в семье, в "домашней обстановке", когда родители стараются способствовать интенсивному развитию своих детей и очень верят в их способности, в талантливость, и, что особенно важно, готовы развиваться и "расти" вместе с ребенком.

Кроме того, вообще непонятно, как в жестко иерархической структуре "обычной" школы в принципе могли бы реализовываться наиболее результативные "методы" развития способностей. А именно те, в которых необходимо сотрудничество с ребенком "на равных", предельно полное использование его индивидуальных свойств, "задатков" и ИНТЕРЕСОВ, учет переменчивых особенностей повседневной жизни. Не говоря уже о методах более экзотических, но невероятно эффективных. Например, таких, как решение предельно сложных задач в неком симбиозе, в "психологическом резонансе", когда буквально чувствуется, что происходит в сознании ребенка, и способности взрослого как бы непосредственно переходят в него.

Собственно, в цели школьного обучения и не входят задачи подобные "развитию универсальных способностей". Школы занимаются "социализацией" или "социальной стандартизацией" исходно разных детей и "прививкой" им стандартного комплекса знаний. В старших классах "престижных" школ дополнительно занимаются подготовкой, "натаскиванием" на поступление в известные Вузы.

Школьное обучение не только не способствует развитию многих важных способностей, но своей четкой и стандартизованной программой устраняет саму необходимость в таком развитии. Школа забирает себе слишком много ресурсов ребенка и переключает их на задачу накопления конкретных знаний и навыков, а также - на школьную социализацию, чтобы стать в школе "своим". Причем такое характерно даже для очень хороших школ, в которых делается, казалось бы, все возможное для расцвета талантов детей, например таких, как физмат школа-интернат при Новосибирском или Московском университетах. Среди ребят на олимпиадах я многократно слышал что-то типа следующего: "хочешь побеждать на олимпиадах, - занимайся дома сам, не хочешь, - поступай в МГУшный или НГУшный интернат".

-------------------

Развитие разносторонних способностей по-настоящему НЕОБХОДИМО, если ребенок (или взрослый) должен (или хочет) подготовиться к жизни в мире, о котором отсутствует четкая и определенная информация, когда недостаточно известно (или почти неизвестно), какая жизнь его ждет в будущем. Именно в этой ситуации жизненно важна универсальность и многосторонняя развитость, способность к быстрому обучению в непредсказуемых условиях. Именно это характерно для жизни ребенка, когда он только открывает для себя неизведанный мир.

Некоторые родители, увлекаясь системами "раннего развития" существенно сужают неизведанность будущей жизни ребенка тем, что направляют это развитие в русло подготовки к будущей "школьной жизни". Фактически, раннее развитие подменяется ранним обучением умению читать, писать, считать, решать типовые "школьные" задачи… Целью такого "развития" становится облегчение будущей школьной жизни, либо раннее социальное взросление ребенка (чтобы побыстрее окончить школу и Вуз, раньше стать "взрослым").

Следующим периодом в жизни человека, когда вновь "просыпается" потребность в развитии новых способностей - это юность, начало взросления и освоения до селе неизведанного "мира взрослых человеческих отношений". В это же время происходит кардинальная биологическая перестройка организма, созревание репродуктивной и ряда других систем. Именно в это время могут расти стимулы и желания к собственному самосовершенствованию и происходить "чудеса" интенсивного развития. Особенно, если в поле зрения подростка попадается незаурядная, влекущая к себе, интересная и богатая личность. В последствии этот процесс развития зачастую тормозится или останавливается после замыкания в кругу собственной семьи.

Если человек хочет "вписаться" в существующую социальную систему, стать в ней неким "винтиком", пусть даже важным "узлом", то ему в принципе и не нужно развивать универсальные способности. Для него гораздо важнее и эффективнее специализироваться, обучиться чему-то конкретному, стать "хорошим" специалистом в своей области. Вообще говоря, это наилучший путь к комфортной, благополучной, социально успешной жизни. Очень понятно, почему многие выбирают именно его.

Тем не менее, существуют люди, которые не хотят "крутиться" в отлаженной социальной "машине". Почему-то их "пленяют неизведанные страны", влечет желание идти туда, куда другие люди до них еще не ходили, создавать "свои миры", искать какие-то свои пути, заниматься чем-то совсем новым, творческим, для чего может быть еще нет ни названия, ни устоявшихся социальных ролей и институтов… Вот в этом случае может долго сохраняться и даже усиливаться желание к самосовершенствованию, желание развивать универсальные способности, а заодно и способности своих детей и кого-то из окружающих.

Вообще говоря, это достаточно парадоксальный путь, который далеко не всегда ведет к какому-то явному успеху и комфортному благополучию. Лишь немногим удается найти или создать "пленительный мир", хотя бы просто свое место в жизни. Судьба даже тех из них, кому удалось добиться чего-то невероятного, зачастую выглядит далеко не безоблачной. Тем не менее, те, кто попробовал этого "пирога" редко сворачивают с этого пути.

Что заставляет или побуждает человека избирать пути бесконечного поиска нового, неизведанного и столь же нескончаемого самопреображения, самосовершенствования, развития и "рождения заново"… Вряд ли это можно понять и объяснить в сколь ни будь полной форме. Все же можно выделить несколько характерных причин и мотивов:

  • Это может быть, как некая страсть, безудержное влечение, что-то сродни безумию или параноидальной сверхценной идее. Возможно, по сути, это и есть некое "психическое отклонение", но только "светлое", далекое от клинической патологии, иногда социально или эволюционно очень ценное.
  • Может "заразить" зовущий пример, образ привлекательного другого, кто уже идет похожим путем. Ребенок вообще склонен "заражаться", подражать, следовать за тем, кто рядом и близок ему. В юности этот механизм "заражения" вновь активируется и, иногда, заставляет кардинально перестроить, по сути, переродить свою личность, бывает, что даже физиологически и анатомически. Я реально встречался со случаем, когда полноватая и неуклюжая, но "настырная" девушка за два года преобразилась в нечто сторойно-изящное, совершенно неузнаваемое и гармоничное.
  • Влекущим мотивом может стать пленительный образ интересного мира, в котором хотелось бы жить. Это может быть мир мечты, грез, снов, что-то навеянное книгами и фильмами, сказками, фантастикой... Но здесь, кроме сильного желания, необходима еще и реальная надежда туда попасть или такое создать. Иначе все это может развить способность лишь сладко мечтать и грезить, снить себе фантастические сны. В качестве такого мира не обязательно может представляться что-то глобальное. Это может быть мир театра или кино, мир музыки или танца, мир науки или студенческой жизни, наконец, многих (в основном девушек) очень влечет мир семьи или "мир чувств".

Естественно может иметь место смесь вышеперечисленных и еще каких-то неведомых мотивов, и, зачастую, достаточно сложно или практически невозможно до конца выяснить, что побудило конкретно этого человека выбрать свой жизненный путь.

-------------------------------

На мир можно смотреть очень по-разному, по-разному к нему относиться, разное ценить. И соответственно этому выбирать, находить, создавать пути в мире и роли в жизни для себя и своих детей.
(Ниже мы следуем идеологии и формулировкам, изложенным в статье очень любимого нами философа Г.С.Батищева "Диалектика и смысл творчества" Полный текст этой статьи можно взять ЗДЕСЬ. Все нижеследующие, выделенные курсивом цитаты и строчки стихов взяты именно из этой статьи)

  • Можно воспринимать окружающее, как нечто созданное до тебя и без тебя, почти незыблемое, готовить себя к жизни в "уже существующем мире" - усвоить стандартную совокупность знаний, умений, приобрести нужную специальность, чтобы занять "хорошее место" в "не тобой придуманном мире".
  • Такой выбор оставляет не столь много возможностей для творчества, но за счет узкой специализации и высокого социального спроса часто позволяет обеспечить себе (и своим близким) спокойную и благополучную и жизнь.

  • Можно воспринимать себя как строителя, создателя, творца пусть не всего беспредельного мира, но каких-то его областей, важных звеньев. Здесь необходимо не только овладевать "языком и логикой" того, что тебя окружает, но и достраивать, развивать их.
  • "Здесь творческая деятельность субъекта входит в состав действительности полноправной участницей, созидательницей даже ее логики, ее незавершенной всеобщей гармонии. Здесь человек возвышается до строителя мира, его сотворца".

    "Здесь ни что без меня не завершено
    и ничто не успело стать".

    Здесь недостаточно усвоения готового "предметного" знания, черпаемого лишь из литературы, в классах, на уроках и лекциях и т.п. Но необходимо непрерывно находиться в процессе саморазвития при взаимодействии с самой природой и техникой, с тем лучшим, что создано людьми, с непосредственными создателями и организаторами любого дела.

    Здесь важно чувствовать себя первопроходцем не только в принципиально новых объектных сферах, но ещё и являться идеологом, изобретателем смысла и целей деятельности, которые затем подхватят другие… Целей, которые стоят того, чтобы потратить на них часть своей жизни или даже всю жизнь.

    Этот выбор оставляет достаточно много места для творчества, и позволяет жить, может быть не слишком спокойной, но увлекательной жизнью.

  • Наконец можно воспринимать себя и своего ребенка не только как строителя или создателя мира, но, в не меньшей степени, как созидателя самого себя, своих способностей, самой своей природы, сущности… Здесь становится возможным браться за решение проблем, которые, казалось бы, ты не способен решить, но лишь некто ИНОЙ, принципиально иной, нежели ты, более совершенный субъект.
  • Однако мы тоже способны дорасти до этих проблем, если станем не просто развивать самих себя - таких, каковы мы есть, - но совершим радикальную работу над своей сущностью, если принесём в жертву сам прежний способ своего развития ради обретения ИНАКОВОГО способа развития. И если будем всегда неустанно учиться измерять не проблему своими способностями, а наоборот, свои способности - проблемой, представшей, может быть, пока ещё в образе загадки и даже тайны. Мы должны здесь быть всегда готовыми стать инаковыми настолько, насколько этого требует от нас диалектика проблем, не меньше.

    Этот выбор может не только позволить "обычному среднему ребенку" выйти на уровень талантливых, "от роду одаренных", но и помочь ему развиться в уникальную личность, которая не столько займет достойное место в иерархии неких "талантов", но выйдет за пределы подобных иерархий. Позволит становиться не столько "совершеннее", но самобытнее - таким, "как надо"... Надо для жизни в мире, который пока лишь возникает в мечтах, грезах и снах… Надо для создания этого еще неизведанного и пленяющего воображение мира.

Огнем зажгися.
Красным смелым.
Синим спокойным.
Зелёным мудрым.

Миры, которые не могут не пленять воображения, могут быть очень разными. Другой человек или даже собственная душа - это тоже огромные миры, которые ещё как могут увлечь в радикальную работу над своей сущностью.


Главная
Hosted by uCoz